В наши дни современная школа
должна готовить выпускников к жизни в
информационном обществе, в котором
главными продуктами производства
являются информация и знания. Одна из
первых задач, которую мы должны решить,
заключается в создании таких условий
обучения, при которых уже в школе дети
могли бы раскрыть свои возможности,
подготовиться к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире.
Мы считаем, что главные приоритеты
новых стандартов образования должны
базироваться на развитии
ИКТ грамотности учащихся и формировании
ИКТ-компетентности на всех ступенях
обучения. Под ИКТ грамотностью мы
понимаем использование цифровых
технологий, инструментов коммуникации
и/или сетей для получения доступа к
информации, управления информацией, ее
интеграции, оценки и создания для
функционирования в современном обществе.
ИКТ-компетентность это уверенное
владение учащимися всеми составляющими
навыками ИКТ-грамотности для решения
возникающих вопросов в учебной и иной
деятельности, при этом акцент делается
на сформированность обобщенных
познавательных, этических и технических
навыков.
Следует отметить и влияние на
уровень ИКТ-компетентности факторов,
связанных с поведенческой активностью
учащегося. Например, довольно ярко
проявляют себя в этом отношении
посещаемость учащимися уроков и
своеобразие их досуговой деятельности.
Следует отметить, что определенный тип
организации досуга учащихся (например,
создание на базе школы объединений,
кружков, связанных с использованием
ИКТ, а также проведение конкурсов и
олимпиад) позволит в значительной
степени повысить уровень ИКТ-компетентности
школьников.
Теперь обратимся к влиянию на
уровень компетентности учащихся в сфере
ИКТ образовательного статуса их семьи.
Результаты исследований показывают,
что существует прямая зависимость между
уровнем компетентности ученика и уровнем
образования его родителей - чем выше
уровень образования родителей,
тем выше ИКТ-компетентность школьника
.
В то же время нельзя игнорировать
и поселенческую специфику в уровне
ИКТ-компетентности школьников.
Итак, на формирование
ИКТ-компетентности учащихся влияет
множество различных факторов, но мы
рассмотрим некоторые из них:
образовательное
учреждение;
деятельность
преподавателя информатики;
социально-демографические
факторы;
различные
аспекты учебной деятельности и досуга.
В то же время нельзя игнорировать
и поселенческую специфику в
уровне ИКТ-компетентности школьников.
Школьники села в уровне своей
ИКТ- компетентности заметно уступают
городским, что обусловлено широким спектром
причин: дефицит квалифицированных
кадров,
недостаточность материально-технического обеспечения, отсутствие развитой
инфраструктуры. Деятельность
педагога, является и остается одним из
основных факторов, определяющим
успешность учащегося в той или иной
предметной области. Уровень
ИКТ-компетентности учащихся напрямую
зависит от деятельности преподавателей
информатики. Квалификация учителя
влияет на уровень компетентности
учеников: чем выше квалификация учителя,
тем выше ИКТ-компетентность его учеников.
Но при обособленном преподавании
предмета информатики достижения желаемых
целей в развитии ИКТ-компетентности
учащихся невозможно, даже при достижении
высокого уровня ИКТ-грамотности. Учитель
информатики, так или иначе, особенно в
сельских школах, является консультантом,
помощником в вопросе информатизации
образования. Мнение о том, что, главное
- это научить учителя пользоваться
компьютером, а дальше все произойдет
автоматически, является в корне не
верным. Это подтверждается практикой.
Главное в том, что использование ИКТ
должно быть, прежде всего, удобным,
доступным и эффективным *в учебной и
воспитательной работе. Только в этом
случае обучение этим технологиям будет
носить осмысленный и продуктивный
характер.
Несмотря на трудности освоения,
часть учителей-предметников уже
использует компьютер для подготовки к
урокам, но еще недостаточно, очень мало.
И причин здесь несколько, в том числе и
отсутствии компьютеров на рабочем месте
в учебном кабинете, и в очень малой
гибкости предлагаемых учителю
информационных продуктов выпускаемых
на дисках. Учителю важно адаптировать
любой материал под особенности своей
работы, под программу, в рамках которой
работает, под особенности детей, обучаемых
в этом году, и в этом классе. Конечно,
достойна уважения продуктивная
работа любого учителя независимо от
того, какие технологии в своей
работе он использует, поэтому мы
постарались оставить за учителем право
выбора как, в какой мере, в каких
направлениях использовать информационные
технологии. Ведь все, даже самый сложный
путь, можно преодолеть, если на человека
не давят, если можно пройти его по
ступенькам от простого к сложному, если
у учителя есть четкая задача и доступные
средства ее решения.
Из всего сказанного следует ряд
вытекающих друг из друга положений
составивших основу программы
информатизации школы:
На первом этапе информатизация
школы должна быть направлена на
обеспечение связи ИКТ с решением
творческих и учебных задач выполняемых
школьниками.
Это возможно при широком
использовании в профессиональной
деятельности ИКТ-технологий большинством
учителей школы.
Не учитель должен подстраивать
свою работу под программу информатизации,
а программа должна быть выстроена таким
образом, чтобы максимально
помочь каждому учителю преодолеть
трудности освоения новых подходов к
работе со школьниками.
Решение выше обозначенных
вопросов возможно при параллельном
решении двух проблем - обучение учителей
ИКТ технологиям и создание максимально
благоприятных условий их использования.
То есть развитие ИКТ-компетентности
учащихся, в большей степени
от сформированности информационной образовательной
среды
образовательного учреждения. В
центре этой среды должны находиться
ученик и учитель как специалист,
реализующий на практике идеи информатизации
образования.
Немного об особенностях работы
в данном направлении нашей школы.
Для реализации образовательного
компонента программы информатизации
в школе мы создали методическое
объединение по формированию
ИКТ-компетентности учителей.
Цель: добиться сформированности
информационной образовательной
среды образовательного учреждения,
донести до учителей основы работы
с информационными и Интернет-технологиями, современными
образовательными ресурсами,
эффективные способы включения их в
учебный процесс, а также возможность
формирования собственных образовательных
коллекций.
Задача: развитие ИКТ- грамотности
и компетентности учителей, учащихся.
Для организации принципа работы
объединения мы использовали материалы
пособия Федерации Интернет Образования
«Учитель-тьютор в контексте
информационной среды школы» особое
внимание уделяется инициированию
создания творческих групп учителей
школы - добровольной команды
единомышленников по формированию
общественной поддержки внедрения ИКТ
в образовательную деятельность школы.
При этом преследуется цель: «через
деятельность группы донести до учителей
основы работы с информационными и
Интернет-технологиями, современными
образовательными ресурсами, эффективные
способы включения их в учебный процесс,
а также возможность формирования
собственных образовательных коллекций»
.В нашей школе членами команды являются
руководители предметных методических
объединений, а руководителем -
учитель информатики. Данная
точка зрения связана с тем, что осуществить
серьезную работу по введению стремительно
развивающихся ИКТ в образовательный
процесс школы одному или двум человекам
не под силу, необходимо
формировать команду единомышленников,
пропагандирующих положительный
опыт использования ИКТ и осуществляющих
взаимодействие с коллегами из других
школ на этой почве. На наш взгляд учителя
такой команды должны обладать
«корпоративной» ИКТ-компетентностью,
в противовес индивидуальным несогласованным
действиям. Прилагательное «корпоративная»
рассматривается нами как производная
от слова «корпорация», как синоним
слову «командная», при этом мы
вкладываем в это понятие следующий
смысл, соответствующий энциклопедическим
статьям: «корпорация (от позднелатин.
«corporatio»
-объединение) - общество,
союз, группа лиц, объединенных общностью
сословных или профессиональных интересов»
.
Таким образом, анализируя
различные исследования, посвященные
вопросам формирования и
развития ИКТ-компетентности, можно
сделать вывод, что для успешной реализации
развивающего потенциала
информационно-коммуникационных
технологий в системе повышения
квалификации учителей-предметников
необходимо обеспечить поэтапное развитие
ИКТ-компетентности учителя-предметника.
На наш взгляд процесс обучения может
быть представлен несколькими этапами.»
На первом этапе происходит
формирование базовой
ИКТ-компетентности, т.е.
формирование оптимального инварианта
знаний и умений, связанных с использованием
ИКТ в учебном процессе на уровне
пользователя.
Второй этап связан с подготовкой
тьютора, наставника обучения
(педагога-тьютора или учителя-тьютора),
который должен обладать
организационно-управленческой
ИКТ-компетентностью, рассматриваемой
как способность и готовность
передать свои знания в сфере ИКТ коллегам
и учащимся.
На следующем этапе осуществляется
формирование предметно-углубленной
ИКТ-компетентности учителя,
соответствующей осознанному методически
грамотному использованию
ИКТ в преподавании своего предмета
(этот этап может следовать как за вторым,
так и за первым этапом, не каждый
учитель-предметник может и должен
выполнять роль тьютора). Обладание
предметно-углубленной компетентностью
позволяет учителю стать педагогом-консультантом
(под процессом консультирования мы
подразумеваем «любую форму оказания
помощи в отношении содержания, процесса
или структуры задачи или серии задач,
при которой консультант сам
не отвечая за выполнение задачи, помогает
тем, кто ответственен за это») [2].
Далее следует этап, связанный с
формированием корпоративной
ИКТ-компетентности, обладание
которой позволяет видеть и решать в
команде проблемы, связанные с внедрением
ИКТ в образовательный процесс школы,
быть исследователем в этой
области, инициатором сетевого межшкольного
взаимодействия и т.п.
Поэтапная организация повышения
квалификации учителей-предметников
предполагает развитие их
ИКТ-компетентности, динамика
структурно-содержательных характеристик
которой представлена в таблице 1.
Таблица
1
Сущностная характеристика
уровней развития ИКТ-компетентности
учителей-предметников
|
Базовая ИКТ-компетентность
(пользователь)
|
Организационно-педагогическая
ИКТ-компетентность (тьютор)
|
Предметно-углубленная
ИКТ-компетентность (консультант)
|
Корпоративная ИКТ-компетентность
(исследователь)
|
Мотивационно-ценностный
компонент (отражает
профессионально-личностное
самоопределение в отношении
использования ИКТ в современной
школе)
|
Личная заинтересованность
в обучении ИКТ и использовании в
учебном процессе
|
Желание передать свои знания
и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся
|
Устойчивый интерес к применению
ИКТ в учебном процессе, тенденция к
поиску педагогических технологий,
адекватных современным ИКТ
|
Твердая убежденность в
целесообразности использования ИКТ
в современном образовательном
процессе, желание быть активным
участником сетевых педагогических
сообществ
|
Когнитивно-операционный
компонент (выражаетстепень
владения ИКТ и научно-методическими
основами их использования в учебном
процессе)
|
Наличие представлений о
функционировании ПК и дидактических
возможностях ИКТ, владение
технологическими основами подготовки
наглядных и дидактических материалов
средствами Microsoft
Office,
использование интернета и цифровых
образовательных ресурсов в педагогической
деятельности
|
Умение самостоятельно
осваивать необходимые программные
ресурсы, владение разнообразными
методическими приемами использования
ИКТ в учебном процессе, владение
способами организации курсовой
подготовки, дистанционного повышения
квалификации и послекурсовой поддержки
слушателей
|
Владение способами создания,
апробирования, корректировки и анализа
электронных учебных материалов,
владение основами методики внедрения
цифровых образовательных ресурсов
в учебно-воспитательный процесс,
обобщение и распространение
положительного опыта использования
ИКТ в изучении предмета, владение
разнообразными приемами сетевого
взаимодействия
|
Информационное и
научно-методическое сопровождение
всех ступеней информатизации
образовательного процесса в школе,
владение приемами организации сетевого
взаимодействия, которые способствуют
формированию сетевых педагогических
сообществ
|
Рефлексивно-проектировочный
компонент (говорит о
способности оценивать свой уровень
и проектировать условия его повышения)
|
Самооценка собственной
деятельности по освоению и использованию
ИКТ, проявление субъектной позиции
(как системы взглядов и установок по
отношению к собственному профессиональному
развитию в сфере ИКт)
|
Взаимооценка результатов
педагогической деятельности в сфере
ИКТ, умение выстраивать индивидуальные
образовательные траектории повышения
квалификации в сфере ИКТ
|
Умение давать экспертную
оценку продуктов образовательной
деятельности, разработанных
использованием ИКТ
|
Умение анализировать
пролблемы, связанные с информатизацией
образовательного процесса школы, и
искать пути их решения, владение
навыками командной рефлекции
|
Работа объединения прошла
следующие этапы:
1. Подготовка Базового уровня
ИКТ-компетентности руководителей
методических объединений, (пользователь).
Формирование
организационно-педагогической
ИКТ-компетентности руководителей
методических объединений.
Работа в методических
объединениях( руководители методических
объединений выполняют роль тьюторов).
4. Дальнейшее развития
ИКТ-компетентности учителей-предметников
для желающих.
|