Валиуллина А. Ш.
РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ В
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Новодемкинская СОШ», РТ
wzaudat@mail.ru
В
наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном
обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и
знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании
таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои
возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Главные
приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ
грамотности учащихся и формировании ИКТ-компетентности на всех ступенях
обучения. Под ИКТ грамотностью мы понимаем использование цифровых технологий,
инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации,
управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в
современном обществе. ИКТ-компетентность это уверенное владение учащимися всеми
составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в
учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность
обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Переход
от обучения отдельным навыкам работы на компьютере к интегрированному способу
выработки компьютерной компетентности предполагает специальные усилия в этом
направлении. Подлинное владение компьютером предполагает целенаправленное,
творческое и гибкое использование этого мощного инструмента. Учащийся должен
хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера
можно решить возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать
различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык
работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач,
приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Только в этом случае
правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только
тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут
превратиться в инструмент получения новых знаний.
На
формирование ИКТ-компетентности учащихся влияет множество различных факторов,
но мы рассмотрим некоторые из них:
ü образовательное учреждение;
ü деятельность преподавателя ;
ü социально-демографические факторы;
ü различные аспекты учебной деятельности и
досуга.
Деятельность
педагога, является и остается одним из основных факторов, определяющим
успешность учащегося в той или иной предметной области. Уровень
ИКТ-компетентности учащихся напрямую зависит от деятельности преподавателей.
Квалификация учителя влияет на уровень компетентности учеников: чем выше
квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников. Но при обособленном
преподавании предмета информатики достижения желаемых целей в развитии
ИКТ-компетентности учащихся невозможно, даже при достижении высокого уровня
ИКТ-грамотности. Так или иначе, особенно в сельских школах в вопросе
информатизации образования консультантом и помощником является учитель
информатикию. Мнение о том, что, главное - это научить учителя пользоваться
компьютером, а дальше все произойдет автоматически, является в корне не верным.
Это подтверждается практикой. Главное в том, что использование ИКТ должно быть,
прежде всего, удобным, доступным и эффективным в учебной и воспитательной
работе. Только в этом случае обучение этим технологиям будет носить осмысленный
и продуктивный характер.
Из всего сказанного следует ряд вытекающих
друг из друга положений составивших основу программы информатизации школы:
ü На первом этапе информатизация школы
должна быть направлена на обеспечение связи ИКТ с решением творческих и учебных
задач выполняемых школьниками.
ü Это возможно при широком использовании в
профессиональной деятельности ИКТ-технологий большинством учителей школы.
ü Не учитель должен подстраивать свою работу
под программу информатизации, а
программа должна быть выстроена таким образом, чтобы максимально помочь каждому учителю
преодолеть трудности освоения новых подходов к работе со школьниками.
ü Решение выше обозначенных вопросов
возможно при параллельном решении двух проблем - обучение учителей ИКТ
технологиям и создание максимально благоприятных условий их использования.
То есть развитие
ИКТ-компетентности учащихся, в большей степени от
сформированности информационной образовательной среды образовательного учреждения. В
центре этой среды должны находиться ученик и учитель как специалист,
реализующий на практике идеи информатизации образования.
Немного
об особенностях работы в данном направлении нашей школы.
Для
реализации образовательного компонента программы информатизации в школе мы создали методическое
объединение по формированию ИКТ-компетентности учителей.
Цель:
добиться сформированности информационной образовательной среды
образовательного учреждения, донести до учителей основы работы с
информационными и Интернет-технологиями, современными
образовательными ресурсами, эффективные
способы включения их в учебный процесс, а также возможность формирования
собственных образовательных коллекций.
Задача:
развитие ИКТ- грамотности и компетентности учителей, учащихся.
Для организации принципа работы
объединения мы использовали материалы пособия Федерации Интернет Образования
«Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы» особое внимание
уделяется инициированию создания
творческих групп учителей школы - добровольной команды единомышленников по
формированию общественной поддержки внедрения ИКТ в образовательную
деятельность школы. При этом преследуется цель: «через деятельность группы
донести до учителей основы работы с информационными и Интернет-технологиями,
современными образовательными ресурсами, эффективные способы включения их в
учебный процесс, а также возможность формирования собственных образовательных
коллекций». В нашей школе членами команды являются руководители предметных
методических объединений, а руководителем -учитель информатики. Данная точка
зрения связана с тем, что осуществить серьезную работу по введению стремительно
развивающихся ИКТ в образовательный процесс школы одному или двум человекам не
под силу, необходимо формировать
команду единомышленников, пропагандирующих положительный опыт использования ИКТ
и осуществляющих взаимодействие с коллегами из других школ на этой почве. На
наш взгляд учителя такой команды должны обладать «корпоративной»
ИКТ-компетентностью, в противовес индивидуальным несогласованным действиям.
Прилагательное «корпоративная» рассматривается нами как производная от слова
«корпорация», как синоним слову «командная», при этом мы вкладываем в это
понятие следующий смысл, соответствующий энциклопедическим статьям: «корпорация
(от позднелатин. «corporatio» -объединение) - общество, союз, группа лиц, объединенных
общностью сословных или профессиональных интересов» .
Таким
образом, анализируя различные исследования, посвященные вопросам формирования и развития
ИКТ-компетентности, можно сделать вывод, что для успешной реализации
развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе
повышения квалификации учителей-предметников необходимо обеспечить поэтапное
развитие ИКТ-компетентности учителя-предметника. На наш взгляд процесс обучения
может быть представлен несколькими этапами».
На
первом этапе происходит формирование базовой
ИКТ-компетентности, т.е.
формирование оптимального инварианта знаний и умений, связанных с
использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.
Второй
этап связан с подготовкой тьютора, наставника обучения (педагога-тьютора или
учителя-тьютора), который должен обладать организационно-управленческой
ИКТ-компетентностью, рассматриваемой как способность и готовность передать свои знания в
сфере ИКТ коллегам и учащимся.
На
следующем этапе осуществляется формирование предметно-углубленной
ИКТ-компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в
преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за
первым этапом, не каждый учитель-предметник может и должен выполнять роль
тьютора). Обладание предметно-углубленной компетентностью позволяет учителю
стать педагогом-консультантом (под процессом консультирования мы подразумеваем
«любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры
задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечая за выполнение задачи,
помогает тем, кто ответственен за это») [2].
Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной
ИКТ-компетентности, обладание
которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением
ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области,
инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.
Поэтапная
организация повышения квалификации учителей-предметников предполагает развитие их
ИКТ-компетентности, динамика структурно-содержательных характеристик которой
представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика уровней развития ИКТ-компетентности учителей-предметников
|
Базовая ИКТ-компетентность (пользователь)
|
Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор)
|
Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант)
|
Корпоративная ИКТ-компетентность (исследователь)
|
Мотивационно-ценностный компонент(отражает профессионально-личностное самоопределение в отношении
использования ИКТ в современной школе)
|
Личная заинтересованность в обучении ИКТ и использовании в учебном
процессе
|
Желание передать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся
|
Устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, тенденция к
поиску педагогических технологий, адекватных современным ИКТ
|
Твердая убежденность в целесообразности использования ИКТ в
современном образовательном процессе, желание быть активным участником
сетевых педагогических сообществ
|
Когнитивно-операционный компонент(выражаетстепень владения ИКТ и научно-методическими основами их
использования в учебном процессе)
|
Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических
возможностях ИКТ, владение технологическими основами подготовки наглядных и
дидактических материалов средствамиMicrosoft Office, использование интернета и цифровых образовательных
ресурсов в педагогической деятельности
|
Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы,
владение разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном
процессе, владение способами организации курсовой подготовки, дистанционного
повышения квалификации и послекурсовой поддержки слушателей
|
Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа
электронных учебных материалов, владение основами методики внедрения цифровых
образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщение и
распространение положительного опыта использования ИКТ в изучении предмета,
владение разнообразными приемами сетевого взаимодействия
|
Информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней
информатизации образовательного процесса в школе, владение приемами
организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию
сетевых педагогических сообществ
|
Рефлексивно-проектировочный компонент(говорит о способности оценивать свой уровень и
проектировать условия его повышения)
|
Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ,
проявление субъектной позиции (как системы взглядов и установок по отношению
к собственному профессиональному развитию в сфере ИКт)
|
Взаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере ИКТ,
умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории повышения
квалификации в сфере ИКТ
|
Умение давать экспертную оценку продуктов образовательной
деятельности, разработанных использованием ИКТ
|
Умение анализировать пролблемы, связанные с информатизацией
образовательного процесса школы, и искать пути их решения, владение навыками
командной рефлекции
|
Работа объединения прошла следующие этапы:
1. Подготовка Базового уровня ИКТ-компетентности руководителей
методических объединений, (пользователь).
2. Формирование организационно-педагогической
ИКТ-компетентности руководителей
методических объединений.
3. Работа в методических объединениях(
руководители методических объединений выполняют роль тьюторов).
4. Дальнейшее развития
ИКТ-компетентности учителей-предметников для
желающих.
В настоящее время не
только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение
компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент
образования. Формирование информационной и коммуникационной компетентности
рассматривается не только как формирование технологических навыков. Одним из
результатов процесса информатизации должно стать появление у учащихся и
педагогов способности использовать современные информационные и
коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать
необходимые данные, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также
продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.
Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода
к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать,
оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных,
социальных или глобальных проблем.
|